КТО ХОДИТ В ГОСТИ ПО УТРАМ
ЦЕЛЬ: Знакомить учащихся с общепринятыми нормами поведения в гостях, за столом. Вырабатывать умение анализировать, оценивать поведение других, предвидеть собственный поступок, принимать правильное решение.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ
1-я группа. Инсценировка 1-й педагогической ситуации. 2-я группа. Инсценировка 2-ой педагогической ситуации. Индивидуальные задания. Сообщения о том, как вести себя в гостях;
2) как вести себя за столом;
3) как надо принимать гостей. (Учитель помогает готовить сообщения, рекомендует литературу).
Ты не один на свете. В вежливости, предупредительности, тактичности проявляется доброжелательное отношение к людям. Надо знать определенные нормы поведения в гостях, уметь принимать гостей. Этому Mы будем сегодня учиться.
ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Инсценировка «Виктор пришел в гости».
Игорь: Знаешь, Витя, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем.
Виктор: Ладно, приду.
Игорь: (смотрит на часы). Видимо, Виктор не пойдет, что-то задержало.
(В семь часов резко и сильно зазвенел звонок. Игорь пошел к двери).
Виктор: Привет. Это я.
Игорь: Добрый вечер, заходи. Уже 7 часов, я перестал ждать тебя. (Виктор отправился бродить по квартире, трогая то, одну, то другую вещь).
Виктор: Сколько стоит? А это где покупал? (Открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину).
Игорь: Витя, садись пить чай.
Виктор (сел): Ты колбасы нарежь, Игорь. А там селедка что ли? И селедку давай. Я знаешь, как соленое люблю.
Виктор (наевшись): Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.
Обсуждение первой ситуации,
— Правильно ли вел себя Виктор?
— Какие ошибки в его поведении вы заметили?
— Хотели ли вы иметь такого гостя?
ВТОРАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ. ИНСЦЕНИРОВКА.
(Утро. В квартиру Саши кто-то позвонил. Он открыл дверь и увидел одноклассника Олега).
Саша: А, это ты! Заходи и подожди меня. Мне еще нужно закончить завтрак и положить учебники в портфель.
(Олег остался в прихожей).
Сашин отец: Что же ты заставляешь гостя стоять? Предложил бы ему войти и присесть.
Саша: Да что с ним случится. И так постоит.
Обсуждение второй ситуации.
— Чье поведение вам не понравилось? Почему?
— Kaк следовало поступить Саше?
Вам не нравится, когда другие нарушают правила поведения?
Чтобы подобное не случилось с вами, послушайте, как надо принимать гостей, как вести себя в гостях, как вести себя за столом.
Выступление заранее подготовленных учащихся по темам:
1. Как вести себя за столом;
2. Как вести себя в гостях;
3. Как принимать гостей.
АНКЕТА
ВОСПИТАННЫЕ ЛИ ВЫ СЫН ИЛИ ДОЧЬ!
(«да» — ставьте +, если «нет» — минус).
Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти' из дому, сообщаешь ли ты об этом родным? (запиской, по телефону).
Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров), а ты уходишь на улицу или в кино, «чтобы не крутиться под носами»,?
Осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?
Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы) ты, навернное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести ее?
Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя»», по своей инициатива (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок?
Мама угощает тебя апельсинами, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
Родители собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом?
У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания.
ВЫВОД, Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь,
знаки у тебя должно! быть такие + - - + + + + - - -
Если картина получилась совсем противоположная, дело вполне можно исправить.
|